Category: литература

Удивление

Безфинальное

Художественное произведение принято заканчивать. Придумано много вариантов финалов. Иногда финала нет. По причинам или без. А иногда записан только финал, а то, что ему предшествовало, так и не случилось. Это кажется странным. Финал же не может существовать сам по себе? Как будущее невозможно без... А вот и да.

Финал человеческой Жизни самодостаточен. Для него не имеет значение ни прошлое, ни тем более настоящее. Поэтому записать такой финал невозможно. Есть узелок, готовый развязаться, а нити, от которой узелок рожден, нет.

У моих сказок нет финалов. Они подобны повисшим в пустоте нитям. Все герои Живы. И словно бы ненадолго вышли. Готовые вот-вот вернуться. Именно поэтому с ними можно общаться. Не исключено, что кто-то из моих немногочисленных читателей, ведет неспешные разговоры с Расколбасовым, гуляет по городу с Петровым или безумствует с Волшебником и Драконом. Мне, как, автору знать это необязательно, а может даже и вредно.

Мне повезло. Я так и не успел стать настоящим писателем и из меня не получился полноценный сказочник. Схожесть с собственными героями очевидна. Я словно бы в нескольких шагах от того, чтобы стать. Хотя давно уже ушел в другую сторону. И забыты записанные когда-то сказки, но только для того, чтобы не занимать место для возможных новых. Метафора Жизни - неизбежное и неотвратимое падение. Метафора ходьбы - чтобы сделать шаг, нужно начать падать. Метафора финала - только финал и возможен.

(c) Художник Дмитрий Сулимов "Путешествие в сказочный город"
Удивление

ЖК сказка

Чудеса? Чудеса! Чу-де-са.

Навстречу шла Смерть. Одетая по погоде и в штатском. Все равно жутковато. Накидка с капюшоном цвета слоновой кости. Под капюшоном черная пустота. Изредка в этой пустоте проблески звездного чего-то. Походка легкая-легкая. Словно и не касается земли вовсе. А может и не касается. Свернул в сторону, дворами ушел. Не хотелось проходить вот так. Навстречу.

Обман ради выгоды и обман не ради чего. Из-за бессовестного первого, второй напрасно опорочен. Обман не ради чего - основная приправа к пресности пригрезившегося разуму. В те моменты, когда ты, вопреки и просто так, обманываешь. Истории придумываешь, невозможности призываешь. В такие моменты обыденность теряет четкие очертания. И тебе приз. Возможность увидеть и даже разглядеть. И пусть увиденное размыто и похоже на мираж. Еще неизвестно, что реальнее. Тебе теперь точно известно. Ты сам не свой. Или наоборот - слишком свой. Ощущение себя настоящего легко может испугать.

Выныривает через прореху твоего обмана КТО?-ТО. Твой Ум лихорадочно перебирает картотеку. На что или кого Это похоже. Если не сможет Ум подобрать подходящий образ, сойдет с себя самого. И ты окажешься без щитов благоразумия. Один на один перед Настоящим. На самом деле это страшно только первые раз миллион. Привыкнуть не успеваешь. Понять и осознать, тем более не успеешь. Похоже на вспышку молнии. Той, что рядом полыхнула, а звук грома так и не добрался.

КТО?-ТО от тебя офигел не меньше твоего. Он там (в своем варианте реальности) находился, был чем-то нереальным занят и вдруг ты. Лучше не знать, кого Он увидел в образе тебя. А между тем это пробуждение. Настоящее. Без наркоза. В снах ты видишь лишь то, что когда-то уже видел. Несмотря на причудливость форм. Твоя сновидилка именно так работает. При пробуждении же затыкается не только Ум, но и возможность видеть сны. Опаньки.

Спрятаться в сказку. Окутать себя правдоподобными историями и версиями. Можно даже фотографии и видео для верности подложить. И под шумок, в едва заметную дверцу юркнуть. Оставленный вместо тебя голем похож на тебя даже слишком. Одна проблема - скучный до зевоты. В ответ на расспросы мычит что-то невразумительное. Но ему прощают - сказочник же. Никогда не общайтесь со сказочниками на сказочные темы. Вероятность того, что перед вами именно сказочник, а не очередное его наваждение, близка к невозможности.

Удивление

Во времена красивых презентаций

«Мы Живём в тёмные времена. Сейчас больше ценится не реальное дело, а яркая презентация. Умение показать и пустить пыль в глаза востребовано, как никогда. Обман не является чем-то постыдным. Так всегда было, но в наше время это стало уже почти религией. Да и религии в наше время не брезгуют «понтами».

Ты же помнишь? Когда ветеранов ещё было много, на праздник Победы их вспоминали, чевствовали. Были среди участников той Войны увешанные наградами, умеющие складно говорить и красиво шествовать. И были незаметные, с парой медалек. А кто как и где воевал, кто ж его знает? И сколько правды в том «рассказе ветерана». Ничего личного.

Оно ведь как было и остаётся? Важно не то, как воевал, а как подали представление о награждении. Быть удобным для начальства. Поближе к штабу. Умение презентоваться. И будет тебе все.

А Совесть? Что совесть! Про неё вспомнят, когда плохо станет. А пока хорошо, не до Совести. Новую презентацию готовить надо. Или видео с фотками. Чтобы не забыли, чтобы на коне оставаться.

Ты им не завидуй. Этим громким, ярким, умеющим показаться красиво и правильно. Ты их пожалей. Не смогли они, в своё время научиться. Счастье не встретили, или удачно его продали. Что им ещё остаётся? Только петушиться.» - ангел докурил сигарету и, лавируя между паутиной проводов, поднялся в небо. Уже там, на высоте, расправил огромные белоснежные крылья. И улетел..

(
Удивление

Появляется Но. Или много слов про Любовь.

О Любви сказано все. И немного больше. Исследованы все возможные и предсказаны все невозможные способы любви. И речь здесь не о физическом контакте. Детально расписаны ритуалы и пронумерованы шаги. С чего начинать и как заканчивать. Любовные романы, повести, рассказы и даже фельетоны. И самое главное, любой человек знает, как любить правильно и как наоборот.
И что? Да, ничего. Каждый влюбленный начинает с нуля, несмотря и вопреки. Он совершает все возможные ошибки (скрупулезно собранные и разбитые на категории его предшественниками). А если, влюбленному везёт, то скорее по какой-то случайности. О Любви известно всё! И хоть бы кому, хотя бы однажды, это помогло.
Захар Абрикосов влюблялся многократно и плодотворно. Опытным путем, и никак иначе, он постиг, что полезнее всего для человека любовь неразделенная, без взаимности. Такая любовь почти не оставляет последствий, но приносит невероятный букет переживаний. Любовь взаимная чудо как хороша, но и только. С Захаром могут многие не согласится. Но это ничего не меняет. Ведь, как уже было сказано выше, в вопросах любви каждый за себя. Это самый честный из доступных эгоистических опытов.
В текущей мизансцене все предельно просто и непонятно. Есть влюбленный Захар. Влюбленный спокойно и безмятежно. Так влюблен в цветок мотылек однодневок. И есть Женя, мятежная натура, с повышенным уровнем самоконтроля и полным равнодушием к Захару. С точки зрения всех известных теорий любви и практик, их подтверждающих, из таких продуктов любовной каши не сваришь. Хорошо, если бы Захар страдал, света белого не видел. Активно добивался внимания красотки. Вел бы себя, как подобает нормальному влюбленному самцу. Потому что, давно известно, любовь придумана природой исключительно для целей размножения и только. Остальное придумали сами знаете кто, чтобы денег не платить. Влюбленный должен подавать сигналы, которые могут быть расшифрованы и возможно поддержаны. А если самец сигналов не подает, то на кой он самочке нужен.
Тут появляется “но”. Устало присаживается рядом. Трет виски и глубоко вздыхает. После чего что-то бормочет про эволюцию и закономерные нарушения незыблемых законов мироздания. А так всё было хорошо и понятно. Погодите. Ведь не сказано главное! Хо-хо! Это главное прищучит “но” в два счета. Разница в возрасте. Фатальная и непреодолимая. Женька тому Захару в дочки годится! “Но” пожимает плечами и ничего не говорит в ответ. Похоже, что история на этом не заканчивается.
Удивление

Перед дождиком

История про Абрикосова и Женю набирает обороты. Автору уже самому интересно чем у них там все закончится. И закончится ли.

Где-то происходит гроза. Далёкие зарницы и раскаты грома. Хотелось бы и к нам ливня доброго. Жара лютая.

За окном сверчок поет. Его время. От меня, стоящего на балконе, тень на деревьях. Таинственно. Всякие сказки в голову сразу лезут. Гром затих. Лучше бы и не обещал. Вроде чего-то капает? Или это от жары галлюцинации начались:)

Ещё одна история записана, но завтра ее время появиться.
А сейчас, всем доброй ночи:)
Удивление

Женя и ее талия

Жизнеописание героя принято начинать с рождения, а заканчивать смертью. Пошлая традиция. Ни рождение, ни тем более смерть, невозможно определить точно. А быть уверенным и вовсе не рекомендуется. Семейные легенды. Вот главный источник, по которому выстраивает жизнеописание жизнеописатель. Точность сюда даже не заглядывала.

Согласно семейной легенде, первое, что сказал отец, увидев новорожденную Женю, было:” И где у неё талия?”. Этот невинный вопрос оказался пророческим. Женя подрастала, а талия так и не находилась. Женя взрослела, и вместе с ней крепло убеждение, что никогда у неё не будет талии. И когда, после всех метаморфоз и возрастных изменений, миру была явлена барышня красивая, да ладная, в ней накрепко застрял незримый дефект – она была убеждена, что у неё нет и никогда не будет талии.

Талия, конечно же была. Ни одна стройная фигура не может обойтись без головокружительной части тела, что является обещанием крутых бедер и послевкусием от дерзкой девичьей груди. Когда художник рисует женскую фигуру, то линию талию он проводит с особым удовольствием. Но Женя пребывала в странном заблуждении, понемногу смиряясь с несправедливостью Мира.

Бог не может быть разумным и логичным. Иначе в Него никто не будет верить. Угробить праведника и возвысить грешника. Уничтожить прекрасное и пестовать отвратительное. Не слышать молитвы, и не выполнять обещания. В этом суть работы Бога. И объяснение того, почему люди так часто ведут себя по-свински (не хочу обидеть ни одну свинью). По образу и подобию. Ничего личного.

А между тем, внутри прекрасного тела Жени поселилась неугомонная и азартная душа. Желающая приключений и хмелеющая от авантюр. С этим ничего не могло поделать, ни строгое воспитание, ни убежденность в отсутствии талии. Душа металась в поисках выхода. Но Женя слишком дорожила мнением окружающих, чтобы позволить какой-то душе распоясаться. Так они и Жили.
Удивление

Сказка о настоящей Любви

Захар Абрикосов не любил маленьких детей, домашних животных и красивых женщин. Причина такого отношения была проста и очевидна. Он не знал, как себя с ними вести.

Не понимал каким образом можно взять на руки маленькое тельце ребенка и ничего не сломать, не сделать больно. Дети еще и вели себя безобразно, были непредсказуемы, бесцеремонны. Захар терялся рядом с детьми, и поэтому старался избегать их общества.

С домашними животными были еще хуже. Зверь в зоопарке сидит в клетке или разгуливает за надежным забором. А домашний питомец может позволять себе что угодно. Запрыгнуть на колени или лизнуть в лицо, или облаять или обшипеть. Птицы гадили где угодно. Это был кошмар.

Женщин Захар не стеснялся, чувствовал себя с ними свободно. Но с очень красивыми (с его точки зрения) возникали странности. Захар не знал о чем можно говорить с красивой женщиной. По непонятной причине он считал, что красота непременно подразумевает ум, образованность, начитанность. Он ожидал интересного собеседника. И это ожидание позорно обманывало Захара. Красивая собеседница часто оказывалась непроходима глупа и с ней невозможно было найти тему для разговора. Захар ощущал себя, как на минном поле. Делал короткие шаги навстречу, ожидая в любой момент взрыва. Взрыва не было. Было неуютно и скучно.

А потом он встретил Женю. Невысокая барышня со слегка вздернутым носиком и огромными глазами. У нее были очень длинные и красивые волосы, которые Женя носила распушенными. Волосы струились по спине, опускаясь ниже талии. Фигурка была именно такой, как любил Захар. Не худая, но и не тощая. Женя была очень хороша. И невидимый купидон без проблем подстрелил Захара.

Выяснилось, что красавица Женя не любит маленьких детей, спокойно относится к домашним животным и совсем не глупа. Захару нравилось в ней все. Ему и говорить ничего не хотелось. Он мог просто молчать рядом, любуясь, как красавица азартно с кем-то переписывается по телефону или не менее азартно поглощает пищу. Женя многое делала азартно. На Захара она не то, чтобы не обращала внимания. Она относилась к нему, как к явлению природы. Но влюбленного это совсем не огорчало. Ему было достаточно того, что он иногда виделся с Женей в компании других людей. Она и не говорила с ним почти, а если говорила, то о погоде или какой-то милой чепухе.

А что было потом? Ничего не было. Это была сказка о настоящей Любви. В её чистом воплощении. Когда не мучит желание обладания, не иссушает ревность. Говорят, что, если Бог существует, то Он любит людей именно так.
Удивление

Золушка. Сказка на ночь

“Сказка про Золушку. Леденящая кровь история. Без счастливого финала. Внешне все пристойно и понятно. Девочка живет с отцом и мачехой (у которой есть две дочери). Мачеха тиранит Золушку. Отец у Золушки - человек безвольный, предпочитает дома появляться как можно реже, в воспитании дочери не участвует. Но так ли плоха мачеха? Мы мало знаем о том, какое воспитание получила Золушка от родной мамы. И очень может быть, что мачеха через труд пытается исправить неисправимое. Есть еще тетка-фея. По всей видимости отлученная от семьи сестра отца (или матери). Она балует Золушку в меру своих возможностей. И старается это делать, когда мачехи нет дома.

Дворец. Король-вдовец. У него взрослый сын, которому уже пора жениться. Нетрудно догадаться, что сын избалован, капризен и инфантилен. Принцу все давно приелось. Балы, роскошь, дуры невесты. И тут, на очередной бал, заявляется незнакомка (переодетая теткой в бальное Золушка). Золушка очень хочет вырваться из отеческого дома. Девушка готова на все, лишь бы добиться цели. Принц очарован (было бы удивительно, если бы он сдюжил). Король встретил гостью по одежке и оценил примерное приданное. И Золушка, чтобы закрепить успех, как бы случайно теряет хрустальную туфельку и сбегает во время фейерверка. Ох и ах.

Королевство небольшое (развернуться негде, как восклицала мачеха в исполнении несравненной Фаины Раневской) и поиски владелицы потерянной обуви заняли немного времени. Обратите внимание - искали у себя дома (важный факт, говорящий о том, что с соседями король дружит не очень и на бал никого из заграницы не ждет). Золушка выжидает нужный момент и как бы случайно появляется вся в простом. Как это мило! Как современно! Тут же тетушка возвращает образ с бала и все счастливы?

А теперь о том, что было потом. Король сгинул на охоте. История темная, но разбираться никто не стал. Золушка прибрала королевство к рукам, благо с принцем они быстро друг другу надоели. Принц предпочитал молоденьких простушек. А Золушка улучшала породу связами с родовитыми самцами. Мачеха была приближена и возвышена до королевы-бабушки (ее дочек удачно выдали в соседние королевства, чем улучшили международное положение). И в этом нет ничего удивительного. Крепкая хозяйка, умеющая отлично воспитывать. А воспитывать было кого, Золушка рожала каждый год и в приплоде часто было больше одного ребенка. Такими кадрами не разбрасываются (это про мачеху). Тетку фею убрали с глаз подальше. И от греха. Тем более, что с годами ее магия ослабела и действовала не дольше минуты.”

-Вот так - Папа накрыл дочку одеялом и поцеловал в лоб - А теперь спать. Будешь знать, как просить рассказать сказку. Говорил же, что книга лучше.

-А мне нравится - зажмурилась девочка - Завтра расскажешь сказку про Колобка? Не так, как в книжке?
Удивление

Экология сочинительства

Знаю. Знаю. Ни дня без строчки. Напиши, о чем угодно, если писать не о чем. При всей абсурдности этих рекомендаций они действительно рабочие. Писать необходимо постоянно. Только так сохранишь необходимый ритм.

Как автор, я долгое время сидел на дармовой игле вдохновения. Меня накрывало, я садился и записывал всё, что приходило в голову, не фильтруя. Потом перечитывал, исправлял самые неизбежные ошибки и на этом всё. Такой способ сочинительства не учит автора ремеслу и до добра не доведет. Потому что вдохновение - явление коварное, сегодня оно есть, а потом не дождешься. Так и случилось. Однажды обнаружил, что записывать нечего. Вдохновение отказало. А сам ничего не умею. Хорошо, что хватило у меня разумения не объявить себя писателем. Иначе неловко получилось бы.

Но послевкусие от записывание осталось. Эта вкуснятина аналогов не имеет. Однажды испробовав, непременно захочешь еще. Можно сбить охотку чтением хорошей литературы, но это помогает ненадолго. К этому моменту моя крайняя книга побила все рекорды неизвестности и нечитаемости. И это был хороший знак. Можно больше не обращать внимания на потенциальных читателей, не мучить себя необходимостью писать интересно и для кого-то.

Записывать исключительно для доставления удовольствия себе лично. Два в одном. Удовольствие от процесса создания и тут же удовольствие от прочтения полученного. Подобное решение может показаться странным, но лишь для того, кто озадачен вопросами известности как автор. Есть ощущение, что именно такой вариант сочинительства и является экологичным.
Удивление

Сказка про летящее небо, любовь и музыку

Это большое везение. Так улечься у раскрытого окна, чтобы все слышать и видеть. Слышать дождь и видеть тучи и облака. Если повезет ещё больше, то можно разглядеть, как по небу пролетают кусочки неба. Эта странная фраза чудо, как хороша. Среди облаков, которые так похожи на тучи, ведь из них сыплет дождиком, попадаются дырки. Некоторые дырки просто просвечивает, а в некоторые видно голубое небо. И вот тут самое главное забыть про то, что на самом деле облака летят по неподвижному небу. Тогда все и случится. Мимо тебя проплывет лицо человека, который так много вспомнил, что забыл, как забывать. И пролетит кудрявый по краям кусочек неба. Такого удивительного цвета, что ты не сможешь подобрать ему название. Да и не до этого будет. Не до названий. Тут небо мимо пролетает. Такое не каждый вечер показывают.

Она называет себя мужским именем. Но это ничего не меняет. Потому что внешность. Такие черты лица хочется рисовать. Даже, если не умеешь. К нарисованному лицу можно приделать что-то ещё, но это необязательно. Беда тому, кто посмотрит на такое лицо чуть пристальней, чем допустимо. Он уже не сможет отвести глаз. А она этого не заметит. И закружит древняя, как мир игра. Без победителей, но с проигравшими. Нельзя без этого. Иначе может нарушиться шаткое равновесие Мира.

Вот ты сейчас переполнен светом, небом, дождём и счастьем. Может быть вокруг тебя даже кружится нимб. Так тебе сейчас. И качнется Мироздание. Как Ему удержаться, когда такое? Вот тут и пригодится безнадёжно и безответно завороженный. И уравновесит. А когда-то и тебе выпадет время сменить нимб на слёзы. Как-то так и происходит.

К выходу готовится новая туча с дождём. Тяжёлая, изнемогающая от приятного бремени. Гитара, виолончель, скрипка и флейта играют что-то из Моцарта. Такое барочное и подходящее к началу дождливого представления. Музыка старая, а инструменты, в их сегодняшнем виде, во времена Моцарта не существовали. Как и микрофоны, что помогают услышать.

Музыка затихает. Замолкает город. Налетает ветерок, перебирая невидимыми пальцами листья на деревьях. Там,где осины или тополя, листья от такого ветра похожи на стаю взлетающих птиц. Так они шумят. Она чувствует Присутствие, но верит Видению. Это волнует и немного пугает. Как пугает предвосхищение дождя и невозможность заглянуть на кулисы будущего.