Какой-то человек лучше других что-то делал.
Например, горшки из глины.
Если кто-то хотел у него научиться ремеслу, то приходил и нанимался в подмастерье.
Таскал, месил, рубил и видел, как и что делает Мастер.
Так и выучивался, если имел способности.
Так стало:
Какой-то человек лучше других умеет рассказывать о том, как что-то делать.
Он дает объявление, организует рекламу и находит желающих научиться.
Собрав с них плату за обучение, долго и подробно рассказывает о том, чему будет учить и как это хорошо.
Когда уже совсем не остается времени, наспех, практически что-то демонстрирует и дает попробовать самому.
Обученными считаются все, невзирая на способности.
Конечно, и сейчас еще учат по старинке.
Не называя это «школой» и не присваивая себе звание «Мастер».
Вместо платы за обучение, ученик помогает в ремесле.
Так и выучивается.
Какая разница?
В первом случае ученик, закончив обучение, умеет делать, то чему он учился.
Во втором случае ученик, закончив обучение, имеет документ, подтверждающий, что он научился.
Ученик с документами тоже может научиться делать, если однажды попадет в подмастерье к знающему ремесло, а там уж по способностям.
Банальное и известное каждому.
Но ведь на слуху у всех те, кто «учит за документы» и мало кому известны те, кто действительно учит делу.