Хворостин Николай (Аука) (auka) wrote,
Хворостин Николай (Аука)
auka

За пределами детства.

Зашла как-то в голову Расколбасову одна невероятная идея. Зашла без спросу, да там и осталась. Захватила мысли нашего героя, и пока он эту идею как следует не обдумал, уходить не торопилась. Дело было так.
Шла очередная передача про дикий Мир Живой природы. Рассказывали и показывали рысь. Рысь очень красивая кошка - интеллигентная морда, обаятельные кисточки на кончиках ушей, роскошный рисунок на шкуре. Рысь - опытный и удачливый охотник, бесшумный и изобретательный - часто добыча даже не успевает понять, что её уже поймали. Показательным был сюжет, в котором рысь просто подошла и аккуратно взяла в зубы толстого грызуна, безо всяких там засад, погонь и так далее - подошла да и съела.
Но главное было в том, что именно про рысь наиболее верно крылатое определение: “Кошка, которая гуляет сама по себе”. Потому как рысь - одиночка. Много рысей вместе можно встретить только в двух случаях: во время брачных игр и когда мама-рысь воспитывает (выкармливает) подросшее потомство. Показали выводок рыси. Мать и четыре котенка. Котята эти уже давно догнали в росте мать, но уходить от неё не собирались. А мамаша время от времени, совсем как коза, бодала, своих переросших деток, как бы давая понять: “Всё, что могла для Вас сделала, а теперь в Мир, в Мир. Жить одиночкой”. Это вот «бодание» рысью котят и послужило толчком к рождению в голове Расколбасова той самой идеи.
Идея была проста и очевидна. Взрослый, отличается от ребенка, способностью принять разнообразие окружающего его Мира. Если расшифровать эту мысль, то она может означать следующее. Взрослый человек вполне допускает, что окружающие его люди на одни и те же явления могут иметь суждения, отличные от его точки зрения. Взрослый понимает, что ему никто и ничего не должен. Взрослый понимает, что одиночество - это нормальный эквивалент свободы и не спешит делать из этого трагедию. Взрослый в данном случае - это не показатель возраста, а критерий способности принять то, что Мир вовсе не обязан быть таким, каким хочется человеку. Тот, кто способен принять сказанное выше, и есть нормальный, адекватный, взрослый человек.
Расколбасова поразила простота и беспощадная правда этой идеи. И то, как немного на самом деле людей успевают дожить физически до состояния своей взрослости.
И в голове зародилось множество интересных мыслей.

Одна из мыслей была о том, что на определенных этапах Жизни у человека неизбежно возникают те самые «бодания», которые могут помочь процессу взросления. Выглядит это примерно так: Вот произошло зачатие и в течении примерно девяти месяцев внутри матери, растет и развивается плод. Удобно ему там, защищен, накормлен. Могут быть, конечно какие-то неловкости, но природа скорее у матери что-то отберет, чем ребенок внутри неё будет в чем-то нуждаться. Но вот закончился отмеренный срок и…
Крошечного еще человека, «бодают» и выталкивают в Большой Мир. У него в наличии всего два варианта - отказаться принять этот этап и закончить свою Жизнь в этот же момент (для многих Живых существ девять месяцев - это целая Жизнь) или начать приспосабливаться Жить в возникшем разнообразии: самому дышать, принимать и переваривать пищу, учится новому. Какое-то время ребеночек прибывает в заботе и неге, вся его забота - вовремя поесть, да расти и расти. Он радует других, он нужен… и его Жизнь довольно быстро становится комфортной и удобной, совсем как в утробе матери, только чуть в других условиях.
И тут наступает момент, очередного «бодания». Ребенок попадает в среду себе подобных, таких же детей. Это может быть детский сад или школа. Это «бодание» чрезвычайно важно, потому как наступает очередное расширение возможностей - тебе предстоит научиться Жить среди себе подобных. Не секрет, что если родители каким-то образом пытаются отдалить это «бодание» как можно дальше, то ребенку очень трудно бывает Жить среди людей. Это как «детские болезни», типа кори или ветрянки - ребенок переносит легко, взрослый может и умереть от них. Этап болезненный, но неизбежный.

Человек начинает свой путь к взрослению. Уже среди своих сверстников начинают «проигрываться» ситуации в которых ты вынужден признать, что с твоим мнением могут и считаться, видение Мира и справедливости у других людей может не совпадать с твоим. Бесполезно «хлюздить» - тем самым ты ничего не добьешься, кроме презрения и насмешек. Фокусы с капризами и слезами, которые беспроигрышно срабатывают со родителями и близкими, среди сверстников не проходят.
И все равно школа - это еще более или менее комфортная среда. В ней многое еще того, что дает ощущение нужности, важности, безопасности…

Но школу заканчивают и происходит очередное «бодание». У человека уже появляется не просто выбор, но территория выбора: работать, учиться дальше, ничего не делать и так далее. Разнообразие выбора возрастает и возрастает необходимость принять (или не принять) это разнообразие.

Собственно с этого момента можно сказать, что уже и начинается настоящее взросление. Но это не так. Чаще всего это не так. Человек ищет и находит «мамку», около которой он может еще хоть какое-то время побыть «защищенным малышом». Если «мамка» «бодает», то ищет другую … или принимает тот факт, что он уже взрослый.
Во «взрослой» Жизни этапы «бодания» могут быть менее, а могут и более драматичными: смерть близких людей, резкая смена привычного уклада Жизни, болезнь, несчастный случай и многое другое. Не всем повезет стать взрослыми.

Другая мысль касалась типов людей, по степени их взросления. Оказалось, что люди заносчивые и авторитарные, чаще всего «застряли в детстве». Они старательно «играют» роль взрослых, изо всех сил стараясь быть нужными, важными для кого-то. Люди, стремящиеся изо всех быть среди людей, быть на виду, тоже не отличаются взрослением.
Те, кто нетерпимо относится к мнению отличному от их собственному. Кто стремится войти в группы единомышленников и отстаивать так свои идеи. Кто постоянно ссылается на мнения большинства. Эти люди таким образом «оттягивют конец» детской Жизни. Постоянное желание поучать других, «строить под свои знамена», на поверку оказывается проявлением страха быть никому не нужным. Требования, чтобы все считались с твоим мнением - оказывается просто неспособностью совершать взрослые поступки. Считать себя «центром» Мира, вокруг которого всё и вся вертится - еще один признак того, что человек мыслит категориями «младенца в утробе». Убеждение, что всё зависит только от тебя и ты руководишь целиком и полностью своей Жизнью - часто оказывается страхом принять неизбежность, того что окружающие вовсе не собираются тебе во всем потакать и «водить вокруг тебя хороводы».
Список можно продолжать и продолжать.

В такой ситуации не было ничего страшного или неправильного. У каждого свой срок взросления. Нельзя в один Миг взять и … стать взрослым, даже если поговоришь с мудрым человеком или овладеть Супер-Знанием. Никакие самые умные книги или совершенные религии или психологические практики не в состоянии тебя сделать взрослым.
Взросление - это процесс, который проходит через определенные этапы Жизни. Если какие-то этапы были пропущены, то их придется пройти (более болезненно) в более зрелом возрасте. Это процесс длительный и … неизбежный.

Расколбасов вдруг понял, что он не может сказать о себе: а взрослый ли он. Не всегда же у него получается принять мнение других людей, быть настолько самодостаточным, чтобы не зависеть от внимания и оценок других людей. И часто он считает, что Мир несправедлив к нему, хотя понимает, что никто ничего ему в общем-то и не обещал, но горько и обидно… прямо как в детстве.
Может это уже и есть ростки взрослости? А может взрослость в себе по определению увидеть невозможно? В любом случае, понятно, почему именно с такой точки зрения говорить о зрелости человека не принято. Кому же захочется в сорок лет вдруг признать, что еще совсем ребенок?
Tags: Хроники Расколбасова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments