Те, кто верил в Будущее постоянно строили планы и учились. Они жили впрок. Делая запасы. Кто-то копил знания и навыки, а кто-то и продукты. Если они писали книги, то в своих книгах грезили о том, что когда-то там в том Будущем будет всё совсем по-другому. Люди будут другими. И Жизнь будет другая. А в настоящем они были временщиками. Чаще всего. Если и делали что-то основательное, то только с учетом Будущего. Многие из них так ни разу не попробовали по настоящему вкусной пищи, потому что хранили продукты впрок и довольствовали чем-то размороженным, вяленным, сушенным, но только не свежим. Не полюбили красивых людей, потому как ждали, что главное у них еще впереди. Они не совершили прекрасных глупостей. Они грезили тем, что они будут Жить лучше. Обязательно будут. Но потом. А Сейчас нужно потерпеть. Еще немного. Еще совсем чуть-чуть. На этой верой в будущее сколачивались целые состояния, делалась политическая карьера, плодились, как грибы после дождя, пророки. Будущее было прибыльно. Можно было не боятся совершать ошибок или откровенно врать – ведь в будущем все забудется. Можно было строить целые доктрины в которых призывать «крутить в голове» красивое Будущее и обещать что «тогда оно сбудется». Без всякого риска можно было гарантировать, что следуя указаниям новых гуру, человек в будущем обязательно станет лучше.
Люди верящие в прошлое вели себя несколько иначе. Им не нравилось всё, что происходило с ними и вокруг них. Они свято верили в то, что только мудрые предки точно знали «как нужно Жить». Их знаменем была Мудрость Веков. Чем более древней была мудрость, тем больше доверия к ней испытывали эти люди. Всё, что они делали в настоящем, было так или иначе, попыткой вернуть утраченное прошлое. Потому что «тогда было лучше» и «люди были лучше». Тот факт, что в прошлом проходили страшные войны, царило мракобесие, людей убивали только за то, что они верили не тому Богу, никак не влияло на эту веру. Предпринимались попытки даже «переписать историю» и показать, что тогда в прошлом, было все иначе. Будущее таким людям представлялось повторением прошлого. Потому, что иначе и быть не могло. Они боялись новых продуктов, изобретений и идей. Потому что не всегда удавалось найти им аналоги в прошлом. И Жили постоянно оглядываясь. Прошлое тоже хорошо и плодотворно эксплуатировалось. Редкостью было встретить современного мудреца, которого бы не учили Учителя из давнего прошлого. Ретро стало не просто модным, а современным.
Конечно в идеале не так много людей Жило только Будущем или Прошлым. Чаще человек придерживался и того и другого. Расколбасов понимал и тех и других. Хотя и странным ему казалось, что Жили такие люди как бы широко расставив ноги – на роскорячку. Одной ногой они стояли на берегу под названием Будущее, а другой опирались на берег с именем Прошлое. А Настоящее как река, проплывало между ног. Та Жизнь в которой они на самом деле Жили – проплывала мимо. Потому что не была она похожа на Прошлое и не хотела соответствовать представлением о Будущем. В Настоящем у человека рождались дети, он становился взрослым, постигал какие-то профессии. Но удовольствия от этого получали очень немногие. Было странным, что выбирался наиболее сложный вариант Бытия – удерживание равновесия с широко расставленными ногами. Хотя вот – совсем рядом, прямо под тобой твоя Жизнь. И она течет из прошлого в будущее. Проходя через тебя. А ты все чего-то ждешь – заглядывая назад – «может чего оттуда приплывет» или вперед – “что там будет”?
Тот Расколбасов, который Жил Сейчас мало кого устраивал. Ему непременно нужно было стать другим. Глоток чистой и прохладной воды, выпитой Сейчас – не годился. Не годилось и то, что Расколбасов получал удовольствие от себя – от такого какой он есть. Или не получал удовольствие. Ведь другого Расколбасова у него не было.
Перемены случались сами по себе. Не нужно было так одержимо заглядывать в Будущее. Неизбежно крушились империи, умирали и рождались люди. Забывались мудрецы. Конечно Мудрость прошлого очень помогала Расколбасову. Но помогала Сейчас в Настоящем. Ему было хорошо в том времени года в котором он Жил. Потому, что именно в это время года он Жил. Ему были интересны книги его современников и их музыка. Потому, что они Живи в тоже время, что и он. Музыка прошлого почему-то обязательно объявлялась классической, как и литература. И не всегда было понятно, почему так важно знать особенности Жизни людей двести лет назад.
И все-таки Жизнь «на раскоряку» скорее рекламировалась, чем была таковой. Потому что от Настоящего не убежать. Как ни старайся. Потому что Боль всегда только в Настоящем. Потому что Счастье случается только Сейчас. Потому, что и в Прошлое и в Будущее ты сможешь заглянуть, только если ты Есть в Настоящем.
Если не будет тебя, то не будет и политиков, мистиков, святых отцов. Не нужна будет легкая и тяжелая промышленность. Не зачем будет писать картины и сочинять музыку. Зубная паста и прокладки «на каждый день», мобильные телефоны и шампуни от перхоти – нужны только тем, кто еще ЖИВ. Кто в настоящем.
А во что верить? Так это не всегда твой выбор. Вернее даже чаще и не твой выбор. Говорить не от имени кого-то, а от себя – не всегда удобно. А прикрываться прошлым или будущем - проще. Хотя какая в сущности разница – посадил ли ты дерево основываясь на здравом смысле или согласно указанием древних? Так ли важно - как ты построил дом? Или зачал ребенка? Главное чтобы дерево приЖилось, чтобы Дом стоял и был бы полной чашей, сын или дочь сидели хоть иногда за одним столом с тобой. Чтобы твои мечты имели шанс исполнится при твоей Жизни. А твои идеи были полезны прямо вот Здесь.
И Расколбасов плыл по реке Жизнь, попадая в водовороты и застревая в заводях. Он не знал правильно ли это или нет. Потому, что не было у него веры в то, чего уже нет или еще нет. А была уверенность только в то, что пока он ЖИВ, он ЖИВЕТ. Он не считал, что такой вариант более правильный. Но с ним так случилось.