Хворостин Николай (Аука) (auka) wrote,
Хворостин Николай (Аука)
auka

Явление героя: Homo Ludens (человек играющий)

Секрет, подсмотренный в театре: Если хочешь, чтобы спектакль получился, то во всем подчиняйся режиссеру. Если хочешь, чтобы спектакль был интересен, то не играй – Будь тем кто ты уже есть. Играй, пока репетируешь, а в Момент, когда всё происходит, просто ЖИВИ.

Мне повезло. Я застал, если не пик, то время, в которое наш театр куклы и актера, еще играл свои лучшие спектакли. Первый раз я попал на спектакль «Маугли» (меня поразило, что в зал не попускались дети младше четырнадцати лет) своершенно случайно. Пришел к началу спектакля, не зная, что билетов может не быть и купил билет с рук метрах в пятистах от театра. То что я увидел меня не просто поразило, я даже представить не мог, что такое вообще может быть. Я конечно же понял почему на этот спектакль не рекомендовалось ходить детям – там было просто очень страшно. Но не это было главное, поразительно было то как играли эти люди на сцене. Вместе с актерами Жили куклы. Именно Жили, потому что через короткое время уже забывал, что перед тобой кукла, и переживал вместе с ней. Я тогда вышел из зала не сразу, и спускаясь в гардероб столкнулся с актерами. Они были уже в «гражданском» и не были так волшебны. Но тем не менее легко узнаваемы. Знал бы я тогда, что через несколько лет, я волей того же случая окажусь студентом одного из институтов нашего города и мне выпадет возможность не только увидеть все самые лучшие спектакли этого театра, но еще познакомиться и пообщаться с теми, кто творил волшебство на сцене. А еще мне повезло попасть на репетиции. И именно об этом будет речь в этом рассказе.

Не буду называть фамилии главного режиссера и фамилии ведущих актеров, это не важно. Пусть они будут просто Актерами, а Он просто Режиссером. Потому, что подобное могло происходить, происходит и будет происходить, пока существует хотя бы один театр.

Первое, что поразило меня в театре, когда я попал в него не как зритель, а изнутри, это то, что оказывается там многому учатся – происходят занятия по технике речи, танцам, сценическому движению. И это помимо того, что происходило на репетиции. Репетиции были очень шумными и затягивались иногда до поздней ночи. Режиссер часто не просто ругал актеров, а доводил их буквально до нервного срыва. Такое поведение казалось совершенно неприемлемым для нормального человека. Режиссер мог обидеть, наорать, оскорбить актера. И что самое поразительное, что актеры это сносили. И только через некоторое время я понял правила игры – Главный Режиссер. Именно он видит, то что должно получиться, и его задача заставить актера выразить и сыграть чувства так, как это необходимо для той или иной сцены. Режиссер был одновременно и зеркалом и художником. В него смотрелись актеры, потому что не могли видеть себя со стороны и Он же писал ими как красками на холсте. По наивности я думал, что и после репетиции будет такая же напряженная обстановка, но оказалось что нет. Как только заканчивалась репетиция как и Режиссер и Актеры становились обычными людьми, сливались с общим потоком точно таких же, спешащих по делам. Это было первое. Спектакль мог получиться, только тогда, если Актеры целиком и полностью слушали и выполняли указания Режиссера.

Но это было не всё. Вторая странность, которая бросилась в глаза, это, то что Актеры вроде бы и играли, преображались согласно сверхзадачи, но вместе с тем каждый из них сохранял свои, только ему присущие особенности: манеру говорить, характерный рисунок движений, мимику. Сразу стало понятно почему так нелепо и чудовищно выглядит игра человека, который «переигрывает» или «наигрывает». Попытка «валять дурака», показывая как ты «крут, красив и талантлив», самолюбование, выливается в уродливое кривляние. И наоборот естественно и красиво, когда человек остается собой и используя то, что у него есть играет роль. Не скажу, что все из этих Актеров были уж так талантливы и могли сохранить себя в роли.

Однажды к нам в институт зашел, приехавший с личным визитом к нам в город, очень известный в то время актер из Питера. И его уговорили немного почитать для совсем небольшой группки студентов, в которой оказался и я. Подтянутый седоватый человек, говорил негромко, но слышно его было очень хорошо. Он немного рассказал нам о театре, в котором он тогда служил, и затем безо всякого перехода зазвучали стихи. Поразило именно то, что не было никакого перехода. Говорил человек и продолжил говорить, но уже стихами. Это было настолько естественно и красиво. Именно эта встреча окончательно утвердила во мнении, что хороший актер остается собой в любом образе.

Скорее всего, мои высказывания на этот счет покажутся наивными и излишне романтичными. Но я говорю не как театральный критик, а как обычный человек, влюбленный в театр. Естественность в игре, показалась мне вторым ключом, благодаря которому может получиться спектакль…

Знаменитое «Весь Мир Театр, а люди в нем актеры», как нельзя лучше подходит для того, что подвести черту в этом рассказе.

Если допустить, что многое (если не всё) из того, что с нами происходит – это результат работы некоторого недоступного нам Режиссера, а мы исполняем роли, которые выпали нам, то вот какой забавный вывод напрашивается.
Пока мы следуем четко указаниям Режиссера и сами при этом стараемся Быть теми кто мы есть, то тогда многое в нашей Жизни происходит гораздо более проще. И наоборот, чем сильнее мы сопротивляемся и чем больше пытаемся «корчить из себя кого-то», тем больше трудностей рядом с нами возникает.
Вам кажется слишком уж упрощенным этот взгляд? Так оно и есть, но в нем тем не менее содержится рациональное зерно.

Homo Ludens (человек играющий) – это каждый из нас. Кому-то удается точнее понять замысел Режиссера и воплотиться в предлагаемый образ легко и естественно. А кому-то труднее. Ни один из этих вариантов не является лучшим, чем другой. Потому, что по законам жанра – каждый спектакль никогда не бывает похожим на уже сыгранные…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments