Зимний вечер. За окном веселится метель. Время от времени завывает в печной трубе. И это совсем не страшно. Может потому что мы вместе. Сидим на кухне и пьем чай с вишневым вареньем. Варенье из лесной вишни это удачный выбор для чаепития. С ним можно пить чай вприкуску, можно положить в чай и получить что-то совершенно неземное по вкусу, а на дне еще и вкуснющие ягоды, набухшие от воды. Но варенье – это привычный десерт, а хочется чего-то другого, хотя бы конфет.
Зарплаты были скромные во времена моего детства. И в магазинах было негусто. А в деревне и того хуже. Полагались в основном на личное хозяйство. Жили с того, что вырастили – фрукты-овощи или скотина. Еще лес щедро делился. Только не ленись. Тут тебе и ягоды и грибы. По весне мама пекла удивительные пироги с кисляткой (так у нас называли лесной щавель) или жарила пироги с диким луком с яйцами. Летом земляника, клубника, вишня. Первая земляника обязательно маме – негласный закон. Потом уже и на варенье. Собирать лесную землянику задачка непростая – уж больно она мелкая. С первой клубники непременно вареники, потом пироги, а уж потом варенье-компоты. И так, все в свой черед до осени. Но я отвлекся.
Конфеты водились у нас нечасто. А как же их хотелось. И вот сидим мы всей семьей, гоняем чаи, говорим разговоры и тут случается обычное такое чудо. Папа хитро улыбается и из-за старинных часов, висящих над столом, словно фокусник, достает горсть ирисок. Делим честно, взрослые деликатно отказываются, ссылаясь на то, что «взрослым сладкое вредно». Какие же они были вкусные, обычные ириски «кис-кис». Твердые, как камешки. Их нужно было сначала подержать по рту, чтобы они немного размякли, а уж потом неспешно жевать. Хорошо, никаких пломб во рту не было, иначе бы все повытаскивались. И никому из детей не приходит в голову, что когда-то мама с папой отложили эти ириски на потом, отказав себе в сладком. А ведь им тоже, ох как хотелось.
Я понял, что стал взрослым, когда неожиданно для себя, стал откладывать вкусняшки для своих пацанов. И самому хочется, а все равно лакомый кусочек для них. Серединку из арбуза, да мало ли. Сейчас магазины завалены и конфетами и фруктами круглый год. Но, оказывается дело не доступности и не в количестве.
Сыновья уже стали взрослыми, и я уже ворчу чаще, чем это необходимо. И нет уже среди Живых моих родителей. Многое изменилось. Все в свой черед. И редко, приходят те самые воспоминания из забытого детства. В которое уже никак и никогда. Но что-то важное из него остается с тобой навсегда.