Удивление

Лаба № 127

Лабораторная работа за номером сто двадцать семь. В поисках фишки.

- Ты умеешь делать (спрашивает о чем-то, что можно делать)?
- Нет, не умею.

- Ты умеешь делать (спрашивает о чем-то, что можно делать)?
- Не знаю, еще не пробовал.

Одна из частей фишки во втором диалоге. И это настоящее сокровище. В ответе: «Не знаю, еще не пробовал». Тот, кто так ответил открыт для эксперимента, для нового (хотя это и не обязательно новое). Он готов попробовать и только после этого ответить точнее. Казалось бы, что может быть проще. Банальное утверждение. Но оно многое меняет. Люди, осуждающие тех, кто делает что-то (по убеждению шипящих) глупое, скорее всего будут среди ответивших: «Не умею». Или еще точнее: «Мне это не надо». Нормальный ответ. Дверь закрыта, и никто её даже не попытается открыть.

В культовом фильме «Матрица» герои загружают в себя программы для новых умений. Единоборства, управление вертолетом и так далее. Без утомительных и длительных тренировок. Очень удобно. Пусть не для всего, но хотя бы для умения плавать или говорить на иностранном языке. Подключился к алгоритму и через короткое время ты плаваешь, болтаешь с иностранцем.

Неужели это фантастика? Не знаю, не пробовал (фишку для того и ищем, чтобы воспользоваться). После того как попробовал выяснились некоторые детали. Они не претендуют на универсальность. Другой человек найдет еще что-то. Это иллюстрация подхода. Так вот.

Допустим у нас есть программа для того как делать что-то. И её можно «загружать». Для простоты ограничимся вариантами: кто-то нам показывает, как делать, кто-то нам рассказывает, как делать, мы читаем описание того, как это можно делать, кто-то нашим телом (если это возможно) показывает последовательность действий. Какой-то из вариантов вроде бы должен подойти. Но! У каждого из нас есть опыт делания, есть некоторые убеждения (вроде того, что это «глупо», или непременно нужен сертифицированный учитель), есть знания, есть страхи, есть неслабый набор оглядок (как бы кто-то что-то не сказал или не покосился). И этот солидный набор опытов-знаний-убеждений-и прочего встает на пути «загрузки».

Кто-то нам предлагают «забыть всё, что знаешь-умеешь» и начать с «чистого листа». Хорошее предложение, он оно не выполнимо в принципе. Но дает ложную надежду, что «если стать чистым листом», то тогда…Если ты способен быстро инициализироваться (сбрасывать свой опыт до нулевых показателей), то эта лабораторная не для тебя. Но есть обходные пути. Например, транс. Состояние, при котором твои заградительные приспособы на время слабеют. Не для всех способ, но пока не попробовал не узнаешь. Научиться вхождению в транс несложно. На крайний случай, можно заморочиться и найти гипнотизера. Если он окажется толковым, то расскажет и покажет, что это такое. А кроме транса? Например, озаботиться само исследованием, нырнуть в глубины своих возможностей и там понять, как ты можешь примерить на себя предлагаемую «программу». Это путь для кропотливых и терпеливых. Но, по мере, освоения, время «загрузки» будет уменьшаться. И ты будешь универсален.

Продолжаем. То чему ты собираешься научиться кто-то уже умеет делать или ты не знаешь таких людей. Если кто-то умеет, то очевидным кажется вариант, когда ты находишь такого человека и он помогает тебе «загрузить навык». Необязательно искать такого человека. Делать в любом случае придется тебе.

Но как начать делать, если ты никогда этого не делал? У тебя есть варианты «программы». Если их нет, то попробуй найти их, или придумай сам (вдруг ты первый, кто это делает). В помощь два подхода. Первый из системы имени Станиславского. Начинай «загрузку» всегда с самого сложного. Подход очень мощный, как ни странно, делая то, что ты заведомо никогда не делал, ты получаешь шанс понять, как это делать. Второй подход заключается в том, что ты разбиваешь свое обучение на простые шаги, на то что ты уже умеешь делать и всегда начинаешь со знакомого умения, постепенно добавляя незнакомое.

А что за фишку мы ищем? Пора уже озвучить. Понимание того, как что-то можно делать. Его не всегда (да и не надо) можно выразить словами. Но если ты просек фишку, то ты уже «умеешь». Потом ты можешь отточить технику исполнения, натренировать отдельные этапы. Это уже детали. У тебя есть главное. И ты уже попробовал и можешь принять решение это дальше делать или нет. Пока фишку не просёк, ты этого «не знаешь».

Слов уже слишком много. Пора закругляться. И в финале собрать всё, о чем путанно здесь говорилось в короткое описание. Убеждение «Я не знаю, еще не пробовал» помогает сформировать готовность испытать то, что еще не пробовал. Поиск «программы» того, как это делать, дает инструменты. Чем больше разных вариантов, тем лучше. Ты не знаешь, что из этого ты сможешь на себя примерить. Ты можешь поискать обходные пути, испытывав техники входа в транс и «грузить программу» напрямую. Начинаешь с самого сложного или наоборот ищешь, что ты уже умеешь и начинаешь с этого. Как-то путанно и непонятно.

Люди похожи и при этом (к счастью) отличаются. В этом парадоксе еще одна подсказка. Если ты не смог найти «подходящей» тебе «программы», это ничего не значит. Придумай свою.

На этом закончим эту лабораторную работу.