Удивление

Брюзжание старого меня

Недавно участвовал в разговоре, где обсуждали тему устаревших методов образования. И в частности кто-то сказал, что необходимость в чтении книг, постепенно утрачивает свою актуальность. Есть кино, где можно гораздо быстрее и интереснее показать содержание книги. Сейчас и новости никто не читает полностью, довольствуясь заголовками. Нудное и долгое чтение никому не нужно. Постепенно утрачивается необходимость в письме и умении (как ни странно) работать с клавиатурой. Месенджеры дают возможность передавать короткие голосовые сообщения. Это гораздо проще и быстрее, чем вводить текст. И была выдвинута гипотеза, что бессмысленно учить детей так, как учили нас, потому что уже сейчас понятно, что они «другие» и устаревшие забавы в виде чтения книг это никому не нужная архаика.

Я осторожно намекнул про необходимость развития мозга. И про то, что доказано, как чтение (и заучивание) развивает наш мозг. О необходимости развития и поддержания мелкой моторики (письмо, кроме прочего и это поддерживает). Но мне сказали, что наука еще та продажная девка, и, то, что сейчас считается полезным, уже завтра будет объявлено не нужным. Спорить было бесполезно. Осторожно спросил моих собеседников, какую книгу они прочитали в последний раз. Ответа не последовало. Хотя это и был ответ.

Признаюсь, что я и сам читаю гораздо меньше, чем прежде. Правда этому есть одно (пусть и малоубедительное) объяснение. Мой собственный опыт записывания текстов. Я заметил, что мне сложно читать плохо написанное произведение, когда проблема не только с сюжетом, но еще и с ритмом. Не хочется на это тратить время. А если что-то написано чудо как хорошо, то выбивает меня из моего ритма сочинительства. Я попадаю под обаяние автора и сам какое-то время не в состоянии записать ни строчки. Поэтому приходиться дозировать. Но всё равно стараюсь читать и читать и читать. Потому что не вижу альтернативы. Кино – это прекрасно, театр – великолепно. Но это другой жанр, они не могут заменить друг друга.

Возможно у меня устаревшая картинка мира. Но ничего не поделаешь. При этом, в силу специфики ремесла, что меня кормит, я в курсе новых фишек в области компьютеров и мобильной техники. Причем знаю это не с точки зрения пользователя, а разработчика. И именно поэтому считаю, что маленького человека обязательно нужно(!) учить считать в уме, много читать, рисовать, музицировать. Не говоря уже о математике и других точных и не очень науках. Конечно, гугл может за секунду предоставить практически любую информацию. Но наличие информации это еще не всё. Хотя и дает иллюзию всеобщего знания. Думать учат, как учат ходить, плавать, ездить на велосипеде.

В зале было прохладно (для картин важны особые условия). Я сидел напротив огромной картины Пиросмани и не мог оторваться. Уходил и возвращался к ней в который раз. Со мной такое было впервые. Картина дразнила, каждый раз показывая новые детали. И это было увлекательнее многих фильмов. Вспышка заставила вздрогнуть. Кто-то меня незаметно сфотографировал. Чудака, замершего у картины. Раздраженный голос смотрительницы зала попросил убрать фотоаппарат (съемка запрещена), ей ответили, что снимали не картину, картину можно и в интернете посмотреть. Нельзя. К сожалению или к счастью, но нельзя посмотреть картину в интернете. Это будет изображение картины (даже не репродукция), просто тень. А книгу можно только прочесть. И это не может заменить даже самая лучшая экранизация. Вроде бы очевидные вещи. Неужели они скоро станут пережитком прошлого? Обидно, если так будет.

Сейчас (надо же пропустил в свое время) зачитываюсь книгой Петрова-Водкина «Пространство Евклида». Да того самого художника, широко известного по картине про купание красного коня. Он потрясающе пишет. Спасибо Еле за то что подкинула мне эту книгу.